наверх

Документы
СТАНДАРТ подготовки и направления адвокатских запросов

04.24.2023 

СТАНДАРТ
подготовки и направления адвокатских запросов
СТАНДАРТ ОКАЗАНИЯ АДВОКАТОМ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕ-СКОЙ ПОМОЩИ

04.24.2023 

СТАНДАРТ
ОКАЗАНИЯ АДВОКАТОМ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕ-СКОЙ ПОМОЩИ
Обзор дисциплинарной практики Адвокатской палаты Челябинской области за 2022 год

02.21.2023 

Обзор дисциплинарной практики
Адвокатской палаты Челябинской области за 2022 год
Разъяснения Совета АПЧО

02.02.2023 

Разъяснения Совета АПЧО

Больше документов

Разъяснение Комиссии по этике и стандартам О возможности отвода члена квалификационной комиссии

Разъяснение
Комиссии по этике и стандартам
О возможности отвода члена квалификационной комиссии

28.04.2020

РАЗЪЯСНЕНИЕ

Комиссии по этике и стандартам

о возможности отвода члена квалификационной комиссии

 

В порядке пункта 5 статьи 18.2 Кодекса профессиональной этики адвоката Комиссия Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по этике и стандартам дает следующее разъяснение о возможности отвода члена квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Федерации в ходе рассмотрения дисциплинарного дела указанной комиссией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

       В соответствии с пунктом 8 статьи 29 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» на территории субъекта Российской Федерации может быть образована только одна адвокатская палата и, соответственно, сформирована одна квалификационная комиссия.

В соответствии с абзацем шестым пункта 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 года № 1098-О установление порядка рассмотрения и разрешения жалоб, представлений, обращений в отношении адвокатов в рамках специального правового акта – Кодекса профессиональной этики адвоката (раздел второй «Процедурные основы дисциплинарного производства») вызвано необходимостью соблюдения принципов независимости и самоуправления адвокатуры, а также тем, что предполагается более полное и четкое регулирование вопросов адвокатской деятельности самим адвокатским сообществом (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2007 года № 293-О-О и от 13 октября 2009 года № 1302-О-О).

       В числе поводов для возбуждения дисциплинарного производства в отношении адвоката пункт 1 статьи 20 Кодекса профессиональной этики адвоката называет представление, внесенное в адвокатскую палату органом государственной власти, уполномоченным в области адвокатуры.

При этом согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 33 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» членами квалификационной комиссии являются представители указанного органа государственной власти. Из данной нормы во взаимосвязи с подпунктом 2 пункта 2 статьи 30 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» следует, что указанные лица назначаются членами квалификационной комиссии соответствующим территориальным органом юстиции, а не избираются адвокатским сообществом.

Направление территориальным органом юстиции представления в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации в отношении конкретного адвоката не может являться основанием для отвода представителя территориального органа юстиции, участвующего в качестве члена квалификационной комиссии в рассмотрении дисциплинарного производства в отношении данного адвоката.

       Особым правовым статусом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации законодательно определены принципы внутренней организации ее деятельности с учетом необходимости обеспечения баланса между государственно-властными и внутрикорпоративными началами регулирования деятельности адвокатских палат. Региональная адвокатская палата как независимая от государства корпоративная организациясамостоятельно формирует органы самоуправления и определяет их персональный состав (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.01.2017 года № 211-О).

В целях предотвращения субъективизма при дисциплинарном разбирательстве в отношении конкретного адвоката разделом вторым Кодекса профессиональной этики адвоката установлены стадии дисциплинарного производства, предусматривающие коллегиальность и многоэтапность: возбуждение дисциплинарного производства, разбирательство в квалификационной комиссии, разбирательство в совете. 

Право на справедливое рассмотрение жалоб, представлений, обращений в отношении адвоката (п. 3 ст. 19 Кодекса профессиональной этики адвоката) предполагает, что рассмотрение дел осуществляется не произвольно выбранными, а законно сформированными дисциплинарными органами, компетенция которых по рассмотрению дела определяется на основании закрепленных в законе критериев, с предоставлением участникам дисциплинарного разбирательства равных прав. 

В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 23 Кодекса профессиональной этики адвоката квалификационная комиссия выносит заключение о наличии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и (или) Кодекса профессиональной этики адвоката либо о неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей перед доверителем, либо о неисполнении решений органов адвокатской палаты.

В силу особого порядка формирования квалификационной комиссии, предмета ее исключительной компетенции и нормативной основы ее деятельности положения процессуального законодательства Российской Федерации (АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ, УПК РФ и др.) в части регулирования процедуры отвода состава суда не подлежат применению по аналогии в отношении членов квалификационной комиссии.

Отсутствие в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Кодексе профессиональной этики адвоката положений об отводе члена (членов) квалификационной комиссии не является нарушением прав участников дисциплинарного производства, поскольку порядок формирования и деятельности квалификационной комиссии создает надлежащие условия для объективного рассмотрения дисциплинарного дела.

 Комиссия Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по этике и стандартам дает разъяснение, что Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Кодексом профессиональной этики адвоката не предусмотрена возможность отвода члена (членов) квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Федерации. 

Это не исключает право адвокатского сообщества в порядке реализации органами Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации дискреционных полномочий по регулированию вопросов дисциплинарного производства установить порядок отвода члена (членов) квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и перечень оснований для такого отвода.

Настоящее Разъяснение вступает в силу и становится обязательным для всех адвокатских палат и адвокатов после утверждения советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и опубликования на официальном сайте Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в сети Интернет. 

После вступления в силу настоящее Разъяснение подлежит опубликованию в издании «Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации» и в издании «Адвокатская газета».



Контакты

454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 83/Тернопольская, 6

(351) 225-18-37

ap.office74@gmail.com

Подписаться на новости

Подписаться на новости ФПА РФ могут только зарегистрированные пользователи

Обратная связь