РАЗЪЯСНЕНИЕ
Комиссии по этике и стандартам
о возможности отвода члена квалификационной комиссии
В порядке пункта 5 статьи 18.2 Кодекса профессиональной этики адвоката Комиссия Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по этике и стандартам дает следующее разъяснение о возможности отвода члена квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Федерации в ходе рассмотрения дисциплинарного дела указанной комиссией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 8 статьи 29 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» на территории субъекта Российской Федерации может быть образована только одна адвокатская палата и, соответственно, сформирована одна квалификационная комиссия.
В соответствии с абзацем шестым пункта 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 года № 1098-О установление порядка рассмотрения и разрешения жалоб, представлений, обращений в отношении адвокатов в рамках специального правового акта – Кодекса профессиональной этики адвоката (раздел второй «Процедурные основы дисциплинарного производства») вызвано необходимостью соблюдения принципов независимости и самоуправления адвокатуры, а также тем, что предполагается более полное и четкое регулирование вопросов адвокатской деятельности самим адвокатским сообществом (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2007 года № 293-О-О и от 13 октября 2009 года № 1302-О-О).
В числе поводов для возбуждения дисциплинарного производства в отношении адвоката пункт 1 статьи 20 Кодекса профессиональной этики адвоката называет представление, внесенное в адвокатскую палату органом государственной власти, уполномоченным в области адвокатуры.
При этом согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 33 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» членами квалификационной комиссии являются представители указанного органа государственной власти. Из данной нормы во взаимосвязи с подпунктом 2 пункта 2 статьи 30 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» следует, что указанные лица назначаются членами квалификационной комиссии соответствующим территориальным органом юстиции, а не избираются адвокатским сообществом.
Направление территориальным органом юстиции представления в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации в отношении конкретного адвоката не может являться основанием для отвода представителя территориального органа юстиции, участвующего в качестве члена квалификационной комиссии в рассмотрении дисциплинарного производства в отношении данного адвоката.
Особым правовым статусом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации законодательно определены принципы внутренней организации ее деятельности с учетом необходимости обеспечения баланса между государственно-властными и внутрикорпоративными началами регулирования деятельности адвокатских палат. Региональная адвокатская палата как независимая от государства корпоративная организациясамостоятельно формирует органы самоуправления и определяет их персональный состав (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.01.2017 года № 211-О).
В целях предотвращения субъективизма при дисциплинарном разбирательстве в отношении конкретного адвоката разделом вторым Кодекса профессиональной этики адвоката установлены стадии дисциплинарного производства, предусматривающие коллегиальность и многоэтапность: возбуждение дисциплинарного производства, разбирательство в квалификационной комиссии, разбирательство в совете.
Право на справедливое рассмотрение жалоб, представлений, обращений в отношении адвоката (п. 3 ст. 19 Кодекса профессиональной этики адвоката) предполагает, что рассмотрение дел осуществляется не произвольно выбранными, а законно сформированными дисциплинарными органами, компетенция которых по рассмотрению дела определяется на основании закрепленных в законе критериев, с предоставлением участникам дисциплинарного разбирательства равных прав.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 23 Кодекса профессиональной этики адвоката квалификационная комиссия выносит заключение о наличии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и (или) Кодекса профессиональной этики адвоката либо о неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей перед доверителем, либо о неисполнении решений органов адвокатской палаты.
В силу особого порядка формирования квалификационной комиссии, предмета ее исключительной компетенции и нормативной основы ее деятельности положения процессуального законодательства Российской Федерации (АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ, УПК РФ и др.) в части регулирования процедуры отвода состава суда не подлежат применению по аналогии в отношении членов квалификационной комиссии.
Отсутствие в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Кодексе профессиональной этики адвоката положений об отводе члена (членов) квалификационной комиссии не является нарушением прав участников дисциплинарного производства, поскольку порядок формирования и деятельности квалификационной комиссии создает надлежащие условия для объективного рассмотрения дисциплинарного дела.
Комиссия Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по этике и стандартам дает разъяснение, что Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Кодексом профессиональной этики адвоката не предусмотрена возможность отвода члена (членов) квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.
Это не исключает право адвокатского сообщества в порядке реализации органами Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации дискреционных полномочий по регулированию вопросов дисциплинарного производства установить порядок отвода члена (членов) квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и перечень оснований для такого отвода.
Настоящее Разъяснение вступает в силу и становится обязательным для всех адвокатских палат и адвокатов после утверждения советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и опубликования на официальном сайте Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в сети Интернет.
После вступления в силу настоящее Разъяснение подлежит опубликованию в издании «Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации» и в издании «Адвокатская газета».