Решение Совета АПЧО

Решение Совета АПЧО

27.01.2023


00.00.2023 г.                                                                                      г.Челябинск


                                                             РЕШЕНИЕ
Совета Адвокатской палаты Челябинской области
по дисциплинарному производству  в отношении адвоката
                       Ж.
                                 (регистрационный номер  …)

    В работе совета приняли участие: ….

Приглашённые: ...


Совет Адвокатской палаты Челябинской области, рассмотрев в закрытом заседании дисциплинарное производство в отношениив  адвоката Ж., возбуждённое распоряжением Президента Адвокатской палаты Челябинской области И.З. Казакова от 00.00.2022 г. на основании представления Вице-президента Адвокатской палаты Челябинской области на нарушение адвокатом Ж. законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, Кодекса профессиональной этики адвоката, требований Положения о порядке участия адвокатов в качестве защитников в уголовном производстве по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда,

УСТАНОВИЛА:

В Совет Адвокатской палаты Челябинской области поступила жалоба адвоката Л. на действия адвоката Ж.,  нарушающие, по ее мнению, действующий порядок оказания юридической помощи по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда на территории Челябинской области.
Из текста жалобы следует, что, ранее представляя на основании положений ст.ст.50-51 УПК РФ интересы гр. Ш., установила, что адвокатом Ж., в обход единой автоматизированной системы назначения защитников, было принято поручение на защиту гр. Ш. на основании постановления следственного органа от 00.00.2022 г. о замене защитника Л. на защитника Ж. В подтверждение своих доводов представила копию электронного ордера адвоката Л., копии процессуальных документов о замене защитника.
Рассмотрев доводы жалобы, Вице-президентом Адвокатской палаты Челябинской области  внесено представление о нарушении адвокатом Ж. требований Положения о уголовном производстве по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда, законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, Кодекса профессиональной этики адвоката.
В порядке подготовки дисциплинарного производства была проведена проверка, получены объяснения адвоката Ж.
Из объяснений адвоката Ж., поступивших в Адвокатскую палату Челябинской области, следует, что, когда он участвовал в следственных действиях по уголовному делу в отношении обвиняемого И., с которым было заключено соглашение, к нему обратился следователь 308 ВСО СК России Н. с просьбой поучаствовать  в следственных действиях по другому делу  с подследственным Ш., у которого был адвокат по назначению, он с ней связывался по телефону, но она отказывается участвовать сегодня в следственных действиях, так как то ли находится в отпуске, то ли собирается уезжать. Следователь предложил Ш. позвонить адвокату и решить вопрос о дальнейшей ее замене, чтобы его интересы защищал адвокат Ж. После разговора с адвокатом Ш. сообщил, что она ответила, чтобы он поступал, как хочет. После этого он поговорил с Ш. и тот согласился заключить соглашение, но с условием рассрочки гонорара. Было составлено соглашение в двух экземплярах. Ш. подписал ходатайство об отказе от услуг адвоката Л., составленное следователем. Он выписал ордер от 00.00.2022 года, в котором указал основание выдачи – соглашение и после этого участвовал в следственных действиях с Ш. Оплату по соглашению Ш. не произвел, поэтому, с согласия следователя и руководства следственного отдела он исправил основание выдачи ордера – соглашение, на назначение. После окончания следственных действий подал заявление на оплату вознаграждения. У него имеется только первый лист соглашения от 00.00.2022 г. Признает свою вину в нарушении Положения о порядке оказания юридической помощи по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда на территории Челябинской области.                
Разбирательство в Квалификационной комиссии было осуществлено устно, на основе принципов состязательности и равенства участников дисциплинарного производства, в пределах тех требований и по тем основаниям, которые изложены в представлении Вице –президента, распоряжении Президента палаты.
В заседании Квалификационной комиссии Адвокатской палаты Челябинской адвокат присутствовал адвокат Ж.
Перед началом разбирательства все члены Квалификационной комиссии были  предупреждены о недопустимости разглашения и об охране ставших известными в ходе разбирательства сведений, составляющих тайну личной жизни участников дисциплинарного производства, а также коммерческую, адвокатскую и иную тайны.
В заседании Квалификационной комиссии Адвокатской палаты Челябинской области исследованы представление Вице-Президента Адвокатской палаты, распоряжение Президенте Адвокатской палаты, объяснение адвоката Ж., иные материалы дисциплинарного производства.
Адвокат Ж.  на заседании Квалификационной комиссии подтвердил ранее данные объяснения в полном объеме, согласился с допущенными нарушениями.
Оценив доводы представления Вице-Президента, распоряжение Президента Адвокатской палаты, объяснения адвоката Ж., материалы дисциплинарного производства, квалификационная комиссия обоснованно, по мнению Совета адвокатской палаты,  указала  следующее:
В соответствии с п.1, п.4 ст.7 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» адвокат обязан:
1)    честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы
доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами;
4) соблюдать Кодекс профессиональной этики адвоката и исполнять решения
органов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции;
(п.п.4 в ред. Федерального закона от 20.12.2004 № 163 – ФЗ)
Согласно:
- п.1 ст.8 КПЭА при осуществлении профессиональной деятельности адвокат
обязан:
1)    честно, разумно, добросовестно, квалифицированно, принципиально и
своевременно исполнять свои обязанности, активно защищать права, свободы и интересы доверителей всеми не запрещенными законодательством средствами, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и настоящим Кодексом;
- п.6 ст.15 КПЭА адвокат обязан выполнять решения органов адвокатской палаты и
органов Федеральной палаты адвокатов, принятые в пределах их компетенции.
В соответствии с п.4.1 Положения о порядке участия адвокатов в качестве
защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия и суда (далее - Региональные правила), принимая решение о назначении защитника, следователь, дознаватель либо судья выносят соответствующее постановление, сведения из которого передаются в ЦОД посредством использования сервиса САУ «Личный кабинет следователя, дознавателя или суда».
    Согласно п. 5.1 Региональных правил, адвокат приступает к оказанию юридической помощи по назначению только после поступления в адрес электронной почты адвоката либо размещения в личном кабинете адвоката специального ордера.
    Согласно п.5.7 Региональных правил, прежде чем приступить к оказанию юридической помощи по назначению адвокат обязан ознакомиться с постановлением (определение) о назначении (замены) защитника с целью установления соответствия ордера, фамилии, имени, отчества доверителя, а также выяснить:
а) имеется ли между доверителем и иным адвокатом соглашение на оказание
      юридической помощи по данному делу;
    б) оказывает ли доверителю юридическую помощь по назначению иной адвокат;
    в) извещен ли надлежащим образом адвокат доверителя, участвующий в деле;
    г) истекли ли сроки для явки адвоката, осуществляющего защиту.
    В соответствии с п.8 Региональных правил, в отношении адвокатов, допустивших неисполнение требований ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», Кодекса профессиональной этики адвоката и настоящего Положения в зависимости от имеющих значение обстоятельств, могут быть применены такие меры воздействия как возбуждение дисциплинарного производства в соответствии с ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Кодексом профессиональной этики адвоката.
    В силу п. п. 1.8; 2.9 Положения «О порядке оказания юридической помощи по назначению органов дознания, предварительного следствия, суда и оказания бесплатной юридической помощи на территории Челябинской области (далее – Положение), утвержденного Решением Совета АПЧО от 25.08.2005 г. с посл. Изменениями, Адвокат не вправе принимать на себя осуществление защиты по назначению с нарушением порядка, установленного настоящим Положением и Региональными правилами. Неисполнение адвокатами настоящего Положения и Региональных правил является нарушением Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», «Кодекса профессиональной этики адвоката», неисполнением Решения Совета адвокатской палаты, принятого в пределах его компетенции и влечет применение мер дисциплинарной ответственности.
Адвокат Ж., исходя из поименованных положений Региональных правил и Положения «О порядке оказания юридической помощи по назначению органов дознания, предварительного следствия, суда и оказания бесплатной юридической помощи на территории Челябинской области», оснований для принятия поручения органа следствия на защиту интересов Ш. по уголовному делу не имел, так как электронного ордера в соответствии с установленным, не получал.     Квалификационная комиссия верно указала, что в ходе дисциплинарного производства нашли свое подтверждение следующие фактические обстоятельства: Адвокат Ж. осуществлял защиту Ш. без соглашения, и без назначения в качестве защитника по электронному ордеру.
    Установленные фактические обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о нарушении адвокатом Ж. положений п.1, 4 ст.7 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» № 63-ФЗ от 31.05.2002 г., п.1 ст.8, п. 6 ст.15 Кодекса профессиональной этики адвоката, п.4.1, п.5.1, п.5.7, п.8.1 Положения о порядке участия адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия и суда, п.1.8, п.2.9 Положения «О порядке оказания юридической помощи по назначению органов дознания, предварительного следствия, суда и оказания бесплатной юридической помощи на территории Челябинской области», утвержденного Решением Совета АПЧО от 25 августа 2005 г.
    Учитывая изложенное и в соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 23 Кодекса профессиональной этики адвоката Квалификационная комиссия Адвокатской палаты Челябинской области вынесла законное и обоснованное, как считает Совет адвокатской палаты заключение о наличии в действиях адвоката Ж.  нарушения пунктов 1, 4 ст.7 Федерального закона № 63-ФЗ от 31.05.2002 г., п.1 ст.8, п. 6 ст.15 Кодекса профессиональной этики адвоката, п.4.1, п.5.1, п.5.7, п.8.1 Положения о порядке участия адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия и суда. п.1.8, п.2.9 Положения «О порядке оказания юридической помощи по назначению органов дознания, предварительного следствия, суда и оказания бесплатной юридической помощи на территории Челябинской области», утвержденного Решением Совета АПЧО от 25 августа 2005 г. с посл. изменениями при установленных Квалификационной комиссией обстоятельствах.
На заседании  Совета адвокатской палаты  адвокат Ж. пояснил, что согласен с Заключением Квалификационной комиссии, обязуется не совершать более таких нарушений.  
          Изучив материалы  дисциплинарного дела, Совет Адвокатской палаты Челябинской области соглашается с заключением квалификационной комиссии.  
              При этом Совет палаты руководствуется положением ч.4 ст.24 Кодекса профессиональной этики адвоката, в соответствии с которым «Совет при разбирательстве не вправе пересматривать выводы комиссии в части установленных ею фактических обстоятельств, считать установленными не установленные ею фактические обстоятельства, а равно выходить за пределы жалобы, представления, сообщения и заключения комиссии».
Совет Адвокатской палаты делает вывод о том, что заключение квалификационной комиссии обосновано, согласуется с доказательствами, имеющимися в материалах дисциплинарного производства. Обстоятельства, изложенные жалобе адвоката Л.,  представлении Вице-президента Адвокатской палаты Челябинской области были предметом исследования Квалификационной комиссии, которая дала им надлежащую оценку. Квалификационная комиссия тщательно проверила   объяснения Ж., письменные доказательства, оценила их в совокупности со всеми представленными сторонами доказательствами и дала им правовую оценку.  
При определении меры дисциплинарной ответственности Совет адвокатской палаты учитывает тяжесть совершенного адвокатом Ж. проступка, обстоятельства его совершения, форму вины, а также иные обстоятельства (п.4 ст.18 КПЭА), а также  Разъяснения Комиссии по этике и стандартам по вопросу применения мер дисциплинарной ответственности (утв. Решением Совета ФПА РФ от 15 мая 2018г.)
Установленные квалификационной комиссией нарушения адвокатом Ж. норм ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», Кодекса профессиональной этики адвоката   порочат честь и достоинство адвоката, умаляют авторитет адвокатуры, нарушают профессиональные права других адвокатов, привели к подрыву доверия к адвокатской профессии, к адвокату.

На основании изложенного, руководствуясь п.9 ч.3 ст.31 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», п.1 и п.2 ч.1 ст.25 Кодекса профессиональной деятельности адвоката, Совет Адвокатской палаты Челябинской области

                                           РЕШИЛ:


Признать      в действиях (бездействии) адвоката   Ж. нарушение  положений    пунктов 1, 4 ст.7 Федерального закона № 63-ФЗ от 31.05.2002 г., п.1 ст.8, п. 6 ст.15 Кодекса профессиональной этики адвоката, п.4.1, п.5.1, п.5.7, п.8.1 Положения о порядке участия адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия и суда. п.1.8, п.2.9 Положения «О порядке оказания юридической помощи по назначению органов дознания, предварительного следствия, суда и оказания бесплатной юридической помощи на территории Челябинской области», утвержденного Решением Совета АПЧО от 25 августа 2005 г. с посл. изменениями   при     установленных Квалификационной комиссией обстоятельствах и применить к нему меру дисциплинарной ответственности в виде предупреждения.  



      Президент Адвокатской палаты
Челябинской области                                                                                     Казаков И.З.